Популярное

В стороне от людных пляжей. Хорватия

Внедорожная вылазка в Хорватию? Для тех, кто знаком с этим краем по традиционным турпоездкам, это звучит дико. Разве может в этой маленькой стране найтись бездорожье?

Так вот может! Мы отправились туда не ради покорения непреодолимых препятствий. Во-первых, их тут практически нет, а если и есть, то в заповедниках. Во-вторых, тут есть что посмотреть и помимо непролазных болотных топей. И если для того, чтобы увидеть город Дубровник, вездеход совсем не нужен, то в другие места иначе как на внедорожнике попасть проблематично. Здесь, на узкой полосе между морем и горными хребтами, сконцентрировалось огромное число природных, культурных, географических и исторических памятников, и далеко не ко всем из них проложен асфальт. Вот, скажем, что это?. . Длинная крутая насыпь тянется через виноградники. Кое-где в ней пробиты сводчатые проемы для стекающих с гор речек. Мы движемся по залитой лужами каменистой грунтовке вдоль ее подножия, а насыпь все не кончается. Очень похоже на железную дорогу. И действительно, это она, только уже не действующая, с давно разобранными рельсами. А сто лет назад это была весьма оживленная ветка одна из первых на Балканах. Тянулась она из центральных районов Австро-Венгрии в Грецию. Между прочим, по ней не раз проезжал эрцгерцог Фердинанд, большой поклонник железнодорожного транспорта. Да и станция «Сараево» отсюда не так, чтобы очень далеко…

Прежде всего, попадая в эти места, хочется подняться в горы и посмотреть на мир свысока. Это не так трудно. От Адриатического шоссе, главной здешней дороги и единственной магистрали, идущей из северных частей Хорватии в Далмацию, то и дело вверх уходят серпантины, теряющиеся где-то на склонах. Дороги эти узки и извилисты, но в большинстве своем великолепного качества: почти все они полностью восстановлены после войны. С каждой петлей открывается все более захватывающий вид вниз, и прибрежная полоса предстает в виде разложенной где-то внизу географической карты. Кое-где видно, как море бороздят большие и малые корабли, а по насыщенности его синевы угадывается глубина. Наверху обычно деревенька, в которой асфальт заканчивается, а дальше по гребням уходят проселки. Возникшая было мысль при виде первой такой дорожки о том, что по ней можно проехать по верху довольно далеко, скоро оборвалась вместе с самой тропинкой. На высотке явно виднелись заброшенные артиллерийские траншеи. Все. Тупик. Кое-где такие каменистые тропы выводили в целые укрепрайоны с заваленными дотами и остатками покореженного железа. Особенно интересно подниматься в горы над городами, но самое сильное впечатление произвел вид с горы над аэропортом Дубровника. Той самой, кстати, в которую в середине девяностых, заходя на посадку, врезался самолет с американскими дипломатами и военными. Редко с какой вершины можно наблюдать пролетающие буквально под ногами самолеты. Отсюда можно. Впечатление незабываемое! Совсем другое ощущение возникло в душе, когда наш Nissan спустился с этой горы и мы попали в долину Конавле, уютно спрятанную между горных хребтов и отделенную возвышенностями от моря. Съехав с асфальта, мы попылили по грунтовке, идущей среди огородов и виноградников. Через некоторое время дорога сделала поворот, рельеф пошел вниз и вскоре перед нами открылась затопленная колея, довольно глубокая на вид. Без полного привода я бы сунуться в нее не рискнул, тем более что справа хорошо было видно, какой водой пополняются эти колеи: там было болото. Самое настоящее, с лягушками, цаплями и другой влаголюбивой живностью. Через несколько сотен метров колея привела к раскатанному миниатюрными крестьянскими тракторишками броду через мелиоративную канаву. Форсировав ее без особого труда, мы попали в травяные джунгли. Трава в рост человека хлестала по бортам машины и ветровому стеклу и тут вдруг прямо из-под колес выскочил фазан. Самый настоящий, дикий! Он довольно быстро бежал перед машиной, как курица, задирая ноги, потом тяжело взлетел, но, видимо, не надеясь на крылья, вновь опустился и продолжил свой кросс.

Планируя внедорожный маршрут, надо быть готовым к тому, что здесь довольно много частных владений, проезд по которым очень не приветствуется их хозяевами. И если не заметить запрещающей таблички или проигнорировать ее… Стрелять без предупреждения, конечно, не будут, но неприятный разговор, наполненный непереводимой игрой слов, крестьяне вам обеспечат. Свободная земля в Далмации в дефиците, а потому все дороги здесь очень узкие. Даже Адриатическое шоссе имеет всего по одной полосе в каждом направлении, а местные дороги и вовсе сужаются до единственной полосы в обе стороны. Разъезжаясь со встречными, приходится пускать правые колеса по обочине. В общем, за рулем не расслабишься, но это не утомляет: красота окружающих видов компенсирует все. При этом пейзаж за окном меняется постоянно.

Приближенность к цивилизации снимает часть проблем, возникающих в длительных внедорожных экспедициях. Как минимум, можно не думать о хлебе насущном. Практически в каждой далматинской деревне, не говоря уже о городах, есть магазины и кафе. А кое-где можно полакомиться местными деликатесами прямо на трассе. Вот, к примеру, на обочине Адриатического шоссе, неподалеку от боснийской границы, стоит киоск, расписанный всякими спрутами и рыбами. Сразу за ним береговой обрыв и бухта, в которой угадывается устричная ферма. В киоске свежайшие морепродукты, причем по цене гораздо ниже ресторанной и магазинной. Заправок тоже хватает, но цены на топливо по меркам этой, в общем-то, недорогой страны просто фантастические. Все прямо как в Евросоюзе: 95-й бензин евро с хвостиком за литр, солярка на «хвостик» дешевле. Возможно, именно поэтому джиперов среди местного населения немного. На внедорожниках ездят в основном военные, строители и владельцы яхт. Остальные предпочитают маленькие экономичные автомобили вроде Volkswagen Polo или Renault 4. Однако на бензине сэкономить можно: есть одна хитрость. Находясь в северной части Южной Далмации выгоднее ездить заправляться через границу в Боснию. Там цены на топливо почти в полтора раза ниже, при этом пограничный контроль практически отсутствует: таможни нет, виза не нужна, да и паспорта проверяют через два раза на третий.

Возвращаясь к финансовым вопросам, замечу, что аренда машины в Хорватии похожа на ситуацию с бензином: проблем нет, но дорого. Цены как в Германии или Франции. Но можно получить заметную скидку, арендуя автомобиль сразу на неделю или больше. В общем, собираясь на отдых, помните: Хорватия это не только пляжи.

Автор: Залич Дмитрий Сергеевич (Россия, Псков)

Другие материалы в этой категории: Пляжный отдых в Хорватии »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Новое на сайте

© 2020 // ГлобусТуриста.РФ ГлобусТуриста.РФ